Friday, September 12, 2008

Осень, школа и школьный спорт.

Начался учебный год в школе, да и не только в школе. Мы все теперь очень заняты и даже не верится, что уже прошло лето. В отпуск мы все-таки съездили - на маленький остров, на котором нельзя ездить на машинах, зато можно на лошадях и велосипедах, и нет Интернета. Этот островок можно за день не торопясь обежать легкой трусцой несколько раз по периметру, что мы и делали потому, что детям надо было тренироваться каждый день.
В прошлом году на уроке литературы одному из наших детей дали задание написать об осени и начале учебного года. В качестве примера учитель дал детям одно стихотворение, которое мне понравилось. Я немного удивляюсь, как у подростка, играющего в американский футбол, может быть столько грусти. Но все же, несмотря на грусть, оно довольно точно отражает осень и начало учебного года в нашей жизни.
Вот приблизительный перевод:
"Опять осень. Опять школа. Опять футбол. Опять тренировки. Я должен бежать под этой жарой в своем шлеме и делать вид, что мне небольно, когда я упал. Я должен сразу вскочить и бежать, и делать вид, как я крут. Мои родители и друзья сидят на стадионе и я должен показывать как я счастлив, и как я крут. Никто из них не хочет знать, как я ненавижу этот футбол и не хочу быть крутым. Я хочу быть собой. Но я должен бежать и падать, и опять подниматься. Потому, что опять осень."

Здесь очень серьезно относятся к детскому спорту. Настолько серьезно, что школьные соревнования показывают по местному ТВ и печатают результаты соревнований в местных газетах. Офисы моих коллег обклеены вырезками из местных газет с результатами соревнований и бамперы машин обклеены лого спортивных команд школ, в которых участвуют их дети. Мы принципиально это не делаем. Чтобы не казаться через чур американизированными. Хотя хочется иногда налепить на бампер наклейки с командами наших детей...

Так вот об организации школьного спорта в американских школах в старших классах. В Aмерике три сезона школьного спорта (у мальчиков и девочек эти сезоны немного отличаются). Каждый сезон длится примерно 8 - 10 недель.

Осенний - это футбол (американский), соккер (европейский футбол) для мальчиков, бег по пересеченной местности (5 км) по полям и лесам для мальчиков и девочек, плавание для девочек, гольф для девочек, волейбол для девочек и мальчиков, и пр. в зависимости от школы.
Зимний сезон - плавание для мальчиков, баскетбол для девочек и мальчиков, борьба, хоккей для девочек и мальчиков, и гимнастика.
Весной у мальчиков гольф, у мальчиков и девочек теннис, легкая атлетика для девочек и мальчиков, софтбол для девочек и бейсбол для мальчиков.
О, есть еще такие виды, которые не совсем спорт, но требуют значительных физических и музыкальных/танцевальных усилий. Это cheerleaders - команда хорошеньких ловких девчонок приветствует гладиаторов (собственные футбольные команды) и зрителей разными акробатическими трюками. При этом они должны задорно выкрикивать лозунги, поддерживающие свои школьные команды и улыбаться. Еще в нашей школе пользуется огромной популярностью музыкальный духовой оркестр (band) . Играет оркестр во время футбольных игр и разных местных парадов. Все сбегаются на них посмотреть и послушать. Смотреть на них спошное удовольствие - все в хорошеньких формах, сверкающие трубы дудят, яркие барабаны грохочут. Правда у некоторых инструменты огромные, но их дают, как правило, ребятам поздоровее.
В школе, как правило, для каждого вида спорта несколько команд. Команда, в которой играют лучшие игроки - варсити - в которой, как правило, играют старшеклассники. В джуниор варсити играют не очень хорошие игроки, но все же получше, чем команда фрешменов - студентов первого года в школе для старшеклассников (хай скул). Со временем игроки улучшаются, старшие уходят в университет, те, кто по-младше, подрастают, становятся крепче и переходят в лучшую команду. Так все желающие получают со временем играть, иногда даже на большой арене - на штатовских соревнованиях и тогда у игроков берут интервью, а самые лучшие получают приглашения в университеты. И так, о школьных соревнованиях. Соревнуются школьные команды между собой на турнирах внутри собственных районов каждую неделю. Победители идут на другой уровень, бьются школьники не на жизнь - никто не любит проигрывать.О тренировках. Тренируются они по-настоящему. Есть команды, которые тренируются два раза в день - встают в 5 утра и едут на тренировку, остаются после уроков и тренируются второй раз. Допустим, бегуны бегают от 8 до 10 км в день, делают разные упражнения с тяжестями, и на эластичность мышц. Если оценки у школьника ниже стандартов, то его исключают из команды.

Как видите, все очень плотно упаковано. Прелесть всего этого в том, что это бесплатно - дети занимаются в школьных бассейнах, на стадионах и разных полях со школьными тренерами.
Многие из тренеров делают это по совместительству, просто из любви к спорту. Некоторые из них - школьные учителя или профессора из соседнего университета. У нашего ребенка тренер по соккеру - учитель биологии. Есть даже местные бизнесмены, которые в свое время довольно успешно занимались спортом. Я помню одного тренера по бегу на длинные дистанции, который, будучи студентом, выиграл студенческий чемпионат США.
Спортивное оборудование в школьных залах очень приличное. Лучше, чем было в нашем университете. Да, в каждой средней школе у них есть бассейн. Я помню, как была поражена, когда увидела стадион специально для легкой атлетики, отдельный стадион для американского футбола, и отдельный стадион для соккера (европейского футбола). На теннисные корты и бейсбольное поле я уже не удивлялась. На соккерном поле сеют траву одного вида, а для футбола должна быть другая трава. В зал, где играют в баскетбол, нельзя заходить в обуви с улицы - можно или босиком, или в спец. обуви. Только на место для зрителей можно пройти в своей обуви. Это все в обычной государственной, не частной, школе.
У нас в Союзе к спорту было очень странное отношение - мы восхищались нашими атлетами мирового уровня, но как то с легким презрением относились к обычным людям, увлеченным спортом. Некоторые вообще воображали, что спортом занимются туповатые люди. Хотя на самом деле спорт - отличная школа жизни для детей, где они учатся общаться и заводят друзей. Я уже не говорю о том, что дети растут здоровее.
Как бы я хотела, чтобы в России построили такие школы и чтобы каждый ребенок из любой бедной или богатой семьи мог заниматься спортом. Вместо того, чтобы тупо отправлять самолеты в Венесуэллу, лучше бы в России построили больше спортзалов и бассейнов.

No comments: