Friday, October 10, 2008

Три американских химика выиграли Нобелевскую премию в 2008

http://www.nytimes.com/2008/10/09/science/09nobel.html?_r=1&ref=science&oref=slogin

Гражданин Японии, постоянно проживающий в США, и два американца выиграли Нобелевскую премию по химии в этом году за то, что они использовали свойства медуз светиться и превратили это в необходимый инструмент молекулярной биологии, позволяющий разглядывать танцы живых клеток и протеинов внутри этих клетках.




Осаму Шимомура в его доме в Falmouth, Mass. в Среду.












Роджер Чeн (справа)







Мартин Чалфи возле своей квартиры в New York on Wednesday.








Флуоресцентные белки сейчас ежедневно используются для наблюдения роста и развития некоторых клеток, таких, как нервные клетки, поврежденные в результате болезни Альцгеймера.
Победители - Осаму Шимомура, 80, емиритус профессор в Лаборатории Морской Биологии в Woods Hole, Mass., и Boston University Medical School; Mартин Чалфи, 61, профессор биологии в Columbia University; и Роджер Чeн, 56, профессор фармакологии в University of California, San Diego.
Каждый получит 1/3 от 10 млн крон (примерно $1.4 million) приза, присужденного Королевской академии Наук Швеции.
Др. Шимомура сказал, что ему позвонили в 5 утра с сообщением, что он выиграл премию. “Я только удиволся", сказал он.
Др. Чeн не был так уж удивлен. На прошлой неделе Thomson Reuters новостное агенство опубликовало его имя наряду с другими претендентами на премию. “Я не особенно доверял этим предсказаниям, учитывая то, что предсказания победителей в физике и медицине на той неделе были неудачными.”
Др. Чен добавил, что его работа была всего лишь небольшой частью огромной работы многих людей. “Вовсе необязательно было давать мне премию,” заявил он. “Конечно, мне очень приятно это слышать.”
Др. Чалфи никогда не получал звонка с новостью из Швеции. “Я проспал,” признался он на пресс конференции в Columbia. Он сказал, что он неосознанно снизил громкость звонка на своем телефоне несколько дней назад. Он проснулся в 6:10 утра и подумал, что тихие звонки доносятся до него из соседской квартиры.
“Мне не нравилось, что никто не поднимает телефон,” сказал он. “Позднее я сообразил, уже после 6, они, должно быть, сообщают кто выиграл Нобелевскую премию. Я решил узнать какой schnook выиграл в этом году. Когда я открыл мой лаптоп и обнаружил, что этот schnook я.”
Биологи давно заметили, что некоторые морские животные светятся в темноте. В 1962, Dr. Шимомура, тогда исследователь в Princeton, и Frank Johnson, принстонский профессор, выделили особенный светящийся белок из Aequorea victoria, медузы, которая болтается в течениях океана Западного побережья Северной Америки.
Белок выглядел зеленоватым на солнечном свету, желтоватым, когда его освещали електрической лампочкой и флуоресцентным зеленым под ультрафиолетовым светом. др. Шимомура и Др. Джонсон назвали это соединение зеленым белком, но сейчас его называют зеленым флуоресцентным белком/green fluorescent protein, в короткой версии G.F.P. for short.
The g.f.p. состоит из цепи 238 амино кислот, скрученных в форму, подобную пивным жестянкам, и два с половиной десятилетия этот белок был просто малоизвестным интересным фактом в биологии.
Др. Чалфи в первые услышал об этом белке на семинаре в 1988, и подумал, что может использовать его в своих исследованиях Caenorhabditis elegans, прозрачного круглого червя.
“Не трудно сообразить, что если я положу флуоресцентный протеин в прозрачный организм, то я смогу увидеть клетки, из которых этот организм состоит,” сказал он. “И мы стали это делать.”
Он подумал, что флуоресцентные белки могут слущить биологическими маркерами, если поместить гены, из которых состоит белок, в ДНК организма. “Это служит фонариком,” Dr. Чалфи сказал, и биологи смогут увидеть когда специфические белки включаются и выключаются, и где производятся различные белки.
Он не смог претворить эту идею пока Дуглас Прашер, исследователь в Woods Hole Oceanographic Institution in Massachusetts, не нашел G.F.P. гене и не поделился им с Др. Чалфи в 1992. Др. чалфи сказал, что в течении одного месяца его группа смогла ввести ген в клетку бактерии E. coli.
В 1994, Dr. Chalfie and его сотрудники долощили, что они включили протеины в 6 клеток C. elegans worm. После того, как их поместили под ультрафиолетовый свет, эти клетки засветились зеленым, указывая таким самым положение этих клеток.
Для многих биологов было неожиданностью, что всего лишь нужно было внедрение G.F.P. гена; многие считали, что другие белки медуз будут нужны для того, чтобы помочь G.F.P. светиться. Др. Чен думал также, как и Др. Чалфи, когда он связался с Др. Прашером. Но для биологических экспериментов, которые он планировал провести, ему нужны были два цвета флуоресцентных белков. Др. Чен мачал мутировать G.F.P ген и изучать полученные белки. Он обнаружил, что некоторые белки светятся голубын вместо зеленого. “Это были первым свидетельством того, что мы можем менять цвет,” сказал Др. Чен. С тех пор другие ученые расширили палитру, включив похожие белки, полученные из кораллов, производящие красный флуоресцентный свет. Разные цвета позволяют биологам наблюдать за разными поцессами одновременно. В одном эксперименте мозг мыши был превращен в красочный калейдоскоп путем мечения различных нервных клеток разными флуоресцентными белками. Эти белки вошли даже в мир искусства. В 2000 художник Эдуардо Кац продемонстрировал зеленого светящегося кролика Албу, которого он попросил генетически модифицировать G.F.P геном во французской лаборатории. Ученые также сделали светящимися зеленым поросят и рыбу-зебру, которые помогут в исследованиях рака и stem cells.
Клетки мозга лабораторной мыши, светящиеся благодаря флуоресцентным белкам.

No comments: