Sunday, January 11, 2009

Об изучении буддизма. От учения к первым шагам практики.


На самом деле мы, буряты, вообще-то один народ. Но мы разделены не только Байкалом, но и разными религиями. В этом нет ничего удивительного - в истории человечества много подобных примеров, когда народы были разделены естественными границами такими, как реки и горы, или искуственными, такими как государственные границы и разныe религии.


Западные буряты, к которым отношусь я, остались при шаманизме (тэнгерианстве), а восточные в 17 веке приняли северную форму буддизма - ламаизм. Впрочем, ради справедливости надо отметить, что западных бурят пытались крестить и делали это с переменным успехом. Восточных бурят тоже крестили, но крещенные роды отселялись от некрещенных (может быть их насильно отселяли, история об этом умалчивает). Так вот эти крещенные роды постепенно обрусевали и у них ничего бурятского не оставалось, кроме бурятских лиц. В Забайкалье у этой группы людей разные названия. По-моему, их называют гуранами или чолдонами. Если вы увидите азиата, который называет себя русским то, скорее всего, это будет гуран/чолдон.

В общем, религиозная история сибирских народов России очень запутанное дело. Особенно если учитывать прискорбный факт, что даже нашу религию - тэнгерианство, советские религиоведы (если такие, конечно, были. Так-то у нас все официально были атеистами) называли шаманизмом. Хотя на самом деле религия западных бурят не такая уж и простая вещь. Я не хочу сказать, что шаманизм - простая вещь. Но как-то априори советская наука не считает шаманизм религией. У нас, западных бурят, есть свой пантеон богов, сложная классификация духов и т.д. И, конечно же, Вечное Синее Небо. Весь пантеон и прочие сложные дела находятся под Вечным Синим Небом.
Буддизм на нас не оказывал никакого влияния. Я выросла вне буддизма. Но с перестройкой у нас открылись границы и людям дали немного подышать разными другими идеями. Наряду с протестантскими проповедниками, появились проповедники буддизма из Запада и Тибета. На одну из лекций Геше Джампы Тинлея (тибетского учителя) меня пригласила моя русская подруга. Мне понравилась лекция Учителя. Здесь его вебсайт http://buddha.ru/content/, я стала интересоваться и читать о буддизме. Мне кажется, что мне есть чему там учиться. Я очень благодарна, что мне повезло и я могу изучать буддизм как на русском, так и на английском языках.
Про практику. Для начала уроки буддизма научили меня такому простому делу, как концентрация. Честно говoря, я до сих пор этому учусь. На самом деле это очень сложно. И читать манры для концентрации очень сложно. Особенно человеку, который не вырос в буддизме. Но я нашла выход из положения и нашла одну основную мантру "Ом-мани-падме-хум" на интернете в виде разных видео. Конечно, это довольно сильно адаптировано для современных западных учеников. Чтобы они пели мантры, как псалмы. Посмотрите, как это красиво http://video.google.com/videosearch?hl=en&q=om+mani+padme+hum&oe=UTF-8&um=1&ie=UTF-8&sa=N&tab=wv&oi=property_suggestions&resnum=0&ct=property-revision&cd=2#http://video.google.com/videosearch?hl=en&q=om+mani+padme+hum&oe=UTF-8&um=1&ie=UTF-8&sa=N&tab=wv&oi=property_suggestions&resnum=0&ct=property-revision&cd=2#

На последнем видео поет, как мне кажется, бурятка по имени Эржена. Музыканты - русские ребята. Bпечатляюще. Девушка очень красивая и голос у нее красивый, и ребята приятные.

1 comment:

oshir said...

Здравствуйте!
К сожалению, не знаю, как к вам правильно обратиться.
Меня зовут Ирина.
Давно вас читаю и хочу поблагодарить за интересный блог. Нахожу много созвучного: пол, видимо возраст, усть-ордынские корни, и кажется, у вас тоже двое мальчиков (?). Но самое главное, оторванность от Родины и боль за ее нынешнее состояние и историческое будущее.
Хочется вас попросить не бросать журнал, и если можно, больше личных впечатлений обо всем.
Всего доброго!