Thursday, December 13, 2007

Я боюсь, что забуду об этом в повседневний суете.
Недавно один из детей пошел на урок Библии (добровольно, из любопытства). Мы и не знали, как реагировать... Но мой либерализм видимо сказался и я заметила, что Библия - один из первых литературных памятников человечества...Мы заметили, что ребенок был совершенно очарован Библией; мало того, другой заявил, что в "Криминальном Чтиве" только один герой не был в траблз - тот, кто постоянно цитировал писания от Луки (догадайтесь, кто?). Конечно, конечно, как у всех либеральных родителей, наши дети смотрели "Криминальное Чтиво" с нами. Мы поделились с ними этим замечательным фильмом, а они обнаружили этот финт с Лукой.
Короче, в расcтройстве наш дитеныш задался вопросом, а почему в нашей бурятской религии нет такой книги, как Библия? Мы ответили, потому что у нас все свое. Ребенок не унимается, а в буддизме есть подобные книги? Да, но не совсем такие.
Я вспомнила себя, как жалела, что у нас нет церквей, как у русских - таких высоких и важных - зайдешь туда и боишься.
Сейчас-то я понимаю, что на самом деле лучше молиться Вечному Синему Небу на вершине горы или у реки со своими родными, чем в набитом битком чужими людьми помещении.
Потом я сожалела, что у нас нет дацанов и лам в желтых и бордовых робах, что-то читающих-бормочущих непонятное. Непонятное кажется таким таинственным...
Не помню уже деталей о чем мы говорили, но мне так хотелось, чтобы дети гордились, что наши предки сохранили свою религию... Я им сказала, да, конечно, у буддистов очень развитая философия, христианство знает, как учить людей и т.д. Но кто-то же должен быть шаманистом. Раз мы родились шаманистами, значит так надо. Можно учиться всему хорошему и у буддизма, что я настоятельно рекомендую, и у христианства, и при этом оставаться шаманистами...
Позже заехала в магазин и купила изображения Манджушри и Тары - самое близкое, что смогла найти, к нам, бурятам.

1 comment:

Nomadic said...

Geser, Jangar, MNTis our book.