Мне всегда казалось, что мальчиков воспитывать очень трудно. Не знаю почему, скорее всего потому, что были перед глазами примеры не очень хорошие, а иногда и просто плохие. Наряду с плохими примерами я знаю массу очень хороших примеров и для меня всегда было загадкой, как родители воспитывают своих детей?
Мой собственный пример не совсем однозначный потому, что мои родители были студентами, когда меня породили, и оставили меня в младенчестве у бабушек. Обычных западнобурятских бабушек-булагаток и похоже, что их влияние впиталось в мою кровь с коровьим молоком. Бабушкино воспитание это, конечно, нечто. Они меня обожали. Я была их маленьким божком, они носили меня на своих спинах почти до школы, они считали меня слабенькой и болезненной, и при этом совсем нелогично радовались моим быстрым ногам - я бегала, как ветер, и перегоняла даже самых быстрых мальчишек в околотке. Они зазывали соседских бабушек послушать как я пою и как играю на пианино. Они заставляли есть сырую печенку и когда я отказывалась, насильно засовывали ее в меня. Мои бабушки всегда выискивали самые лучшие, самые мягкие кусочки мяса для меня. Они не одобряли, когда давали свинину детям - говорили, что это плохо для детской печени. Если им казалось, что мясо жесткое, они разжевывали это мясо для меня. На свете нет вкуснее мяса, разжеванного моими бабушками. Они заставляли пить парное молоко и гордились, что я свободно говорю на бурятском и на русском. Они заставляли меня писать письма нашим многочисленным родственникам и, если им казалось, что написано некрасиво, я все переписывала. Я любила сидеть между ними и млела, когда они искали и находили в моей мордахе черты их давно умерших мужей. Я никогда их не видела, своих дедушек. Они умерли сравнительно молодыми от непосильной работы и трудной жизни. Я любила запах своих бабушек. Не понимаю, почему говорят, что старики плохо пахнут? У мои бабушек был совершенно чудный запах и я очень скучаю по этому запаху. Короче, бабушки - это бабушки, они все свое время посвятили нам, своим внукам. Kак же воспитывают родители, занятые работой, карьерой, общественной жизнью и бла-бла-бла?
http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=14994&start=15
Это очень сложная тема для разговора. Потому что мир изменился, но все еще живет по старым понятиям - делит, например, работы на женские и мужские. Хотя сугубо мужские работы, типа охоты или рубки леса, исчезают и появляются новые, где женщины на равных могут работать с мужчинами. Общество все еще по-старому считает, что это не мужское дело - смотреть за домом и воспитывать детей, при этом не замечая, что нагрузка, центр тяжести по воспитанию подрастающего поколения перекладывается на женские плечи...
Я люблю читать разные книги. Книги и теории о воспитании и образовании, наверное, мои самые любимые. Много-много лет назад я нашла полезную книгу Вильяма Поллака "Raising Real Boys" (Растить настоящих мальчиков). Может быть эта книга переведена на русский, не знаю. В этой ссылке http://www.ahealthyme.com/topic/pollackqa интервью с Поллаком и там вкратце даются ответы на похожие вопросы.
Developing a mentoring system/Развивая менторскую систему/Как быть хорошим ментором.
В: Вы можете рассказать немного о процессе менторства?
О: Книга включает 15-ступенчатую программу для менторства, которая очень важна. Недавние исследования показали, что если у мальчика есть один взрослый, которому он может открыться не стесняясь, один взрослый, который заботится о нем, этот мальчик будет здоровее, счастливее, меньше подвержен депрессиям, у него меньше шансов быть агрессивным, у него будет больше шансов быть успешным в школе, он будет более открытым и заботливым, у него будут друзья, и он больше преуспеет в жизни. Самое важное для мальчика знать, что один взрослый ментор понимает его и будет слушать - кто-то, кто будет за ним следить и всегда будет иметь для него(мальчика) время. Это кажется очень простой задачей, но мы до сих пор это не выполнили.
В: Кажется, что хорошее общeние является ключом к менторству. Вы можете пояснить "action talk?" (разговор в действии).
О: Action talk подразумевает, что мы должны дать мальчикам немного пространство свободы, дать им возможность подойти к нам, создавая таким образом так называемую a shame-free zone (зону без стеснения) или безопасную зону - как физическую так и эмоциональную - позволяющую играть или делать с ними что-то. Это может быть Лего или шахматы, бейсбол или прогулка. Многие обнаружили, что обычная поездка на машинe прекрасно работает. Вы находитесь вместе в замкнутом пространстве, она безопасна, и мальчик может смотреть по сторонам. В таком безопасном окружении, делая что-то, вы не бомбардируете его вопросами, вы только даете ему знать, что вы рядом с ним, и вы по-настоящему его слушаете. Если он не говорит, вы можете дать ему выход, как "Кажется, что ты немного устал (грустен и т.д.)" или вы можете рассказать ему что-нибудь о себе. Безопасное окружение подобного рода, когда действия предшествуют словам, и когда не надо выдавливать слова, позволяет мальчикам открываться. Иногда слезы, разговор, просто начало разговора помогают взрослому помочь мальчикам.
Можно ли плакать мальчикам? В этой книге говорят, что можно. Еще в этой книге говорят, чем мальчики отличаются от девочек и ее полезно читать не только мамам и папам мальчиков, но и всем женщинам, чтобы лучше понять мужчин и успешнее строить отношения. Я думаю, что мне повезло с этой книгой - она подвернулась мне во время, когда дети были маленькие, и сейчас я нет-нет да читаю ее. Когда дети были маленькие, моя бабушка говорила, что самое главное не давать детям плакать. Эта книга по сути говорит тоже самое - смотрите за детьми, смотрите почему они плачут и устраняйте причины слез. Самое главное для детей - безопасность, которую мы создаем. Если дома они уверенны и защищены, как физически, так и эмоционально, то в мире они должны преуспеть и вырасти счастливыми людьми.
Надо ли мальчикам давать игрушечное оружие, разрешать им целиться в близких и в игрушки? Мне кажется, что не надо. Мы не разрешали, и не могу сказать, что наши дети трусливые или что-то в этом роде. Они делают разные сугубо мальчуковые виды спорта и рубятся не на жизнь. Мне кажется, что это даже переходит разумные рамки...
О физическом воспитании :)
Вспомнила, как мы обсуждали с подружками, что чем раньше дети вовлечены в физическую активность, тем лучше для их развития. Физическое развитие определяет умственное на ранних этапах детства. Поэтому все так внимательно смотрят во сколько переворачиваться стал, во сколько на ножки встал и т.д. Обычно физически развитые раньше начинают разговаривать, ну и значит, соображать быстрее.
У наших многих знакомых и у нас всегда были разные уголки спортивные со шведской стенкой и пр. делами. Конечно, для этого нужны условия, но ведь можно постараться и создать, не так ли? Дети как бибизьянки еще до года лазали по стенке и качались на лианах. Мы на 3-х колесном велике почти не ездили, сняли 3-е колесо в 3 года, толкнули в спину, они и поехали на 2-х.
Сейчас вспомнила, как мы устраивали соревнования между детишками и заставляли их подтягиваться или делать уголки и разные трюки. Детям не было и 3 лет. Эти, которые только начали ходить, подражают старшим, пытаются повторять за ними и валятся, как кулечки. У нас один ребенок все проделывал с очень серъезным лицом и заваливался беззвучно с серъезным лицом. "Где ляля?" - Ляля лежит с серъезным лицом. Молча. Молча поднимается и опять пытается повторить. Так смешно было, мы просто катались от смеха.
Дети - это фан, жалко, что время идет быстро
Tuesday, December 25, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment