Friday, January 4, 2008

Книга Булага о монгольском национализме - важное событие в современном могольском мире.

Один из моих читателей, назвавшийся калмык-монголом, оставил комментарий, в котором просветил меня, что калмыки и буряты - монголы...Как будто об этом никто не знает... В качестве доказательства своей монголистости он привел вебсайт http://kalmykphilly.org/index_files/About.htm где они называют себя калмык-монголами. Это сообщество вокруг калмыцкого буддийского дугана. Интересно, что за участие в калмыцком братстве они собирают деньги. Вебсайт у ниx вялый…
Честное слово, я никогда не не слышала, чтобы калмыки себя называли калмык-монголами. Mой читатель, кажется, уникален. Если он обнаружил, что буряты и калмыки принадлежат монгольскому миру, я рада за него и его такое славное открытие. Я с этим выросла и никогда не ставила монгольское происхождение бурят под сомнение. Оно дает много для самоосознания и для того, чтобы нацменский комплекс не прибил к земле. То, что нацменский комплекс присущ всем нацменам, я не сомневаюсь. Нацменский комплекс есть даже у большого русского писателя Анатолия Kима http://world.lib.ru/k/kim_o_i/bw.shtml).
Я заметила, что национальные меньшинства, независимо от национальности, можно разделить на две большие группы: 1)люди, которые этот комплекс осознают (я в их числе) и 2)те, которые не хотят о нем слышать (сверхчеловеки), зато они всем лепят комплексы нацменов. Как будто это самый страшный комплекс, странные люди...Этот комплекс дал выжить многим великим людям и сделал их великими... Мой уважаемый калмык-монгол и подобные ему с суффиксом -монгол, не понимают, что такие люди, как я и, УРА!!!, в Оксфорде опубликовал свои замечательные книги монгольский ученый, происходящий из Внутренней Монголии, доктор Булаг, не отрекаемся от монгольских корней - это же просто глупо. Мы говорим, что монгольский мир гораздо богаче и монгольская цивилизация таит в себе гораздо больше, чем знает о нас внешний мир. Наша сила - в богатстве наших культур - бурятской, калмыцкой, халхаской, дербетской и т.д., а не в единообразии, которое навязывают ламы и советские чиновники. Ламы ведь до недавних пор не читали молитв на бурятском языке. Они выхолостили бурятское из бурят, принявших ламаизм. Наши знаменитые Гэсэр, Аламжи-Мэргэн и почти все сказки были записаны в западнобурятских деревнях потому, что в ламаистских районах население это не знает.Я до сих пор не понимаю почему в Улан Удэ существует целый институт по буддизму и тибетологии, тогда как истинной культуре бурят, в том числе нашему фольклору и религии, уделяется ничтожное внимание.
Буддизм - мировая религия, его изучают на более профессиональном уровне масса специалистов почти во всех уголках Земли. Тибетцев на свете гораздо больше по численности, чем бурят (их миллионы). У них гораздо выше международное влияние, их больше знают благодаря Далай Ламе.
У бурят, да и тех же калмыков, нет личности такого масштаба и единственный выход для интеллектуалов, действительно озабоченных сохранением культуры собственных народов - поддерживать свои бурятские или калмыцкие истоки. Очень горько осознавать, но первыми перевели молитвы на бурятский тибетские ламы-миссионеры. Мой родной диалект бурятского - западнобурятский диалект внесен в список исчезающих языков. Потому, что на каком-то съезде решили, что письменная бурятская речь будет основана на хоринском диалекте.
Есть еще один важный момент, почему мне так нравится книга Булага - он настоящий ученый и беспристрастно изучает свой предмет. В предисловии его руководитель сказала, что монгольские народы очень трудно изучать этногрофам из-за их закрытости. Поэтому работы о монголах были довольно поверхностными. Булаг - единственный этнограф монгольского происхождения, изучающий очень трудную тему - национализм монголов. Он делает это шаг за шагом, очень методично, не упуская из внимания ни малейшей детали, предельно честно и откровенно, как настоящий ученый. Это очень важный труд, и прав был посетитель бурятского сайта Билги- эту книгу должен прочесть каждый принадлежащий монгольскому миру, потому что эта книга о том, что значит быть монголом сегодня. (ссылка) Там нам, бурятам, уделено много внимания. Вообще, когда я читала о бурятах, меня переполняло моей маленькой нацменской бурятской гордостью). Булаг отмечает, что благодаря усилиям бурятам была создана современная государственность монголов. Иначе их бы просто поглотили Китай или Россия. В новейшей истории Монголии было два периода "бурятских" правления, третий был дербетский (Цыденбал с его русской женой). (Их всего на самом деле три). Буряты, по этой книге, самые образованные из монголов и в то же время буряты - самые гонимые в Монголии. (Нас считают ассимилировавшимися, предателями и т.п.) Буряты были объявлены врагами монгольского народа во времена репрессий и нас убивали без суда и следствия. Когда началась перестройка буряты требовали признать бурятский геноцид во времена гражданской войны и репрессий в Монголии. (Интересно, что они не называют себя бурят-монголами. Они просто буряты). Конечно, халхи были против этого.
В современной Монголии считается, что буряты отличаются высокой нравственностью, халхи-мужчины не против иметь жену-бурятку (мы - хорошие жены), а женщины-халхи не возражали бы, чтобы их мужем был бурят (и здесь наши не подкачали!) потому, что у бурят все для семьи и мужчины-буряты лучше относятся к женам, чем халхи. Оказывается в Монголии есть очень большая проблема - сексуальная распущенность населения. Из-за этого - вырождение, высокий процент венерических заболеваний и все, этому сопутствующее. Только две этнические группы меньше всех подвержены распутству - буряты и казахи. И это еще не все. Я бы перевела больше, да времени нет. К тому же меня беспокоит авторское право. По-хорошему, конечно, нужно обратиться к автору и спросить разрешения хотя бы на частичный перевод и, самое главное, поблагодарить его за такую замечательную работу. Но я - западная бурятка, мне неудобно обращаться к незнакомому человеку. Потребуется некоторое время, чтобы собраться с духом... Читайте эту книгу сами.
Нашла в гугле Bulag's абстракт доклада на научной конференции
по азиатскому национализму.
Кроме того, я нашла на сайте этой конференции одного из наших друзей и соседей - они тоже там были. Посмотрите небольшое выступление Булага о Чингис Хане и Китае

http://web.uvic.ca/~anp/Public/contrib.htmlж
Справа - фото Булага. Народ должен знать своих героев в лицо

2 comments:

Unknown said...

Спасибо!
http://myblog-azarovkunkur-com.blogspot.com/

блог said...

https://gdzru.blogspot.com гдз ру