Мы купили Моёлхон через амазон.ком. http://www.amazon.com/Pearl-Forest-Moilkhon-Markhaa-Zolboot/dp/B0025KW1O6 И посмотрели вдвоем с мужем. Дети были чем-то заняты, а после просмотра у меня почему-то не было сил уговорить детей смотреть этот фильм. Скорее всего потому, что фильм тяжелый и заставляет задумываться о нелегкой участи бурят. Как-то не хочется, чтобы дети в нежном возрасте думали об участи народа.
Начну все же с положительных впечатлений. Фильм на самом деле про бурят!!! У героев имена бурятские - Марха, Балдан и т.п. Ни одного Галсана или Ивана! Фамилия у семьи, бежавшей из Росии - буряты Дондуковы (можете себе представить?).
У девочек много косичек, как и положено. Нам бабушка говорила, что раньше девочкам 8 косичек заплетали, а когда они замуж выходили, то заплетали 2 косы. И говорят, кажется, на бурятском, но мы плохо понимали, пришлось пускать титры. В начале мне казалось, что они все-таки по-монгольски говорят, резковатая речь. Но потихонечку стала разбирать отдельные слова.
Самое положительное - это то, что мы в первый раз увидели, чтобы с экрана честно рассказали о трагедии бурятского народа. В свое время нам говорили, что монгольские цирики буквально охотились на бурят - увидят телегу в степи, значит, буряты, и без суда и следствия расстреливали. Тогда, давно, мне казалось, что это преувеличение, но вчера я была потрясена, когда увидела с какой настойчивостью монголы гоняли стариков, женщин и младенцев. Всех мужчин убивали, даже безусых мальчиков-подростков, которые только-только догоняли ростом своих отцов и старших братьев. Загоняли на телеги, вывозили в лес и расстреливали. Эти цирики даже своих халхов убивали за то, что тe жалели бурят и помогали им. Там была сцена, как в деревню повадились халхи-цирики и им говорят: "Мы же не одни здесь буряты, у нас вот халх есть". Цырики тогда:"А, ты помогаешь этим беженцам" и пулю ему в лоб на глазах у всех.
Там была сцена, когда барана маленький мальчик 7-8 лет резал со своей бабушкой. Бабушка жалуется, это что за времена настали такие, когда дети таким занятием занимаются...(Я вспомнила, как нас отгоняли от места, где баранов резали. Бабушка говорила, что сээртэ детям смотреть, как баранов режут). Была еще страшная сцена, когда старухи и маленькие дети с женщинами в лесу прятались, мальчики топорами, которые больше их голов, пытаются что-то сделать. Бабушка говорит:"Не осталось у нас мужчин", а ее внучок, от горшка два вершка, заявляет:"Я же мужчина"...
В общем, в фильме было много пронзительных моментов из-за которых нужно этот фильм посмотреть. Когда смотрела этот фильм, подумала, какая все-таки тяжелая участь у бурят. В России русские давят, в Монголии, халхи обьявили бурят врагами монгольского народа, и это ведь до сих пор тянется. И тем не менее буряты бьются как могут, многие живут и процветают.
Мне кажется, что этот фильм должен быть в каждой бурятской семье. Создатели фильма честно описали часть нашей бурятской истории. (Ах, да, в фильме герои не говорят, биде, буряад-монголууд-де. Они говорят, биде, буряауд-де. Извините, за неправильное написание. То есть они не говорят:"Мы, бурят-МОНГОЛЫ". Они говорят:"Мы - БУРЯТЫ").
Фильм мы посмотрели на одном дыхании и, казалось бы, сюжет простой, музыка, пейзаж, вроде бы, скромные, но затягивают и не заметили, как пролетело время. Забавно, что герои постоянно возятся с деревом, строят деревянные дома. Нам всегда говорили, что тол;ко западные буряты до революции строили деревянные дома, а восточные жили в юртах. Видимо это не так, и умение работать с деревом нас отличает от других монгольских народов.
Критика. Без нее нельзя. 1)Английские титры не все передали. 2)Несмотря на все положительные моменты, все-таки, фильм сыроват, сюжет какой-то обрывочный, не продуман детально. Hо его искренность, боль за бурят, любовь к нашему народу, перекрывает все недостатки.
В свое время в иркутской и бурятской прессе писали, что люди плакали во время просмотра шабалинского фильма "Первый нукер" в Усть Орде. "МОЙЛХОНУ" люди будут тоже очень благодарны. Если бы бурятское министерство культуры смогло бы организовать прокат этого фильма в Бурятии и в округах, то это бы принесло бы реальный вклад в развитие и поддержку настоящей бурятской культуры (а не индийских или тайваньских танцев в виде ансамбля Лотос (шутка)).
В фильме главного героя цырики все-таки ловят и бросают в застенок, но он выживает благодаря своему мастерству и возвращается домой. Он был мастером по дереву и вырезал разные фигурки, прямо как наш Даши Намдаков.
Вот такой вот прозрачный намек создателей фильма - не смотря ни на что, нe глядя на то, что Чайболсан объявил, что главные враги Монголии это буряты, ламы и китайцы, буряты выживают благодаря своим талантам, трудолюбию и мастерству.
Начну все же с положительных впечатлений. Фильм на самом деле про бурят!!! У героев имена бурятские - Марха, Балдан и т.п. Ни одного Галсана или Ивана! Фамилия у семьи, бежавшей из Росии - буряты Дондуковы (можете себе представить?).
У девочек много косичек, как и положено. Нам бабушка говорила, что раньше девочкам 8 косичек заплетали, а когда они замуж выходили, то заплетали 2 косы. И говорят, кажется, на бурятском, но мы плохо понимали, пришлось пускать титры. В начале мне казалось, что они все-таки по-монгольски говорят, резковатая речь. Но потихонечку стала разбирать отдельные слова.
Самое положительное - это то, что мы в первый раз увидели, чтобы с экрана честно рассказали о трагедии бурятского народа. В свое время нам говорили, что монгольские цирики буквально охотились на бурят - увидят телегу в степи, значит, буряты, и без суда и следствия расстреливали. Тогда, давно, мне казалось, что это преувеличение, но вчера я была потрясена, когда увидела с какой настойчивостью монголы гоняли стариков, женщин и младенцев. Всех мужчин убивали, даже безусых мальчиков-подростков, которые только-только догоняли ростом своих отцов и старших братьев. Загоняли на телеги, вывозили в лес и расстреливали. Эти цирики даже своих халхов убивали за то, что тe жалели бурят и помогали им. Там была сцена, как в деревню повадились халхи-цирики и им говорят: "Мы же не одни здесь буряты, у нас вот халх есть". Цырики тогда:"А, ты помогаешь этим беженцам" и пулю ему в лоб на глазах у всех.
Там была сцена, когда барана маленький мальчик 7-8 лет резал со своей бабушкой. Бабушка жалуется, это что за времена настали такие, когда дети таким занятием занимаются...(Я вспомнила, как нас отгоняли от места, где баранов резали. Бабушка говорила, что сээртэ детям смотреть, как баранов режут). Была еще страшная сцена, когда старухи и маленькие дети с женщинами в лесу прятались, мальчики топорами, которые больше их голов, пытаются что-то сделать. Бабушка говорит:"Не осталось у нас мужчин", а ее внучок, от горшка два вершка, заявляет:"Я же мужчина"...
В общем, в фильме было много пронзительных моментов из-за которых нужно этот фильм посмотреть. Когда смотрела этот фильм, подумала, какая все-таки тяжелая участь у бурят. В России русские давят, в Монголии, халхи обьявили бурят врагами монгольского народа, и это ведь до сих пор тянется. И тем не менее буряты бьются как могут, многие живут и процветают.
Мне кажется, что этот фильм должен быть в каждой бурятской семье. Создатели фильма честно описали часть нашей бурятской истории. (Ах, да, в фильме герои не говорят, биде, буряад-монголууд-де. Они говорят, биде, буряауд-де. Извините, за неправильное написание. То есть они не говорят:"Мы, бурят-МОНГОЛЫ". Они говорят:"Мы - БУРЯТЫ").
Фильм мы посмотрели на одном дыхании и, казалось бы, сюжет простой, музыка, пейзаж, вроде бы, скромные, но затягивают и не заметили, как пролетело время. Забавно, что герои постоянно возятся с деревом, строят деревянные дома. Нам всегда говорили, что тол;ко западные буряты до революции строили деревянные дома, а восточные жили в юртах. Видимо это не так, и умение работать с деревом нас отличает от других монгольских народов.
Критика. Без нее нельзя. 1)Английские титры не все передали. 2)Несмотря на все положительные моменты, все-таки, фильм сыроват, сюжет какой-то обрывочный, не продуман детально. Hо его искренность, боль за бурят, любовь к нашему народу, перекрывает все недостатки.
В свое время в иркутской и бурятской прессе писали, что люди плакали во время просмотра шабалинского фильма "Первый нукер" в Усть Орде. "МОЙЛХОНУ" люди будут тоже очень благодарны. Если бы бурятское министерство культуры смогло бы организовать прокат этого фильма в Бурятии и в округах, то это бы принесло бы реальный вклад в развитие и поддержку настоящей бурятской культуры (а не индийских или тайваньских танцев в виде ансамбля Лотос (шутка)).
В фильме главного героя цырики все-таки ловят и бросают в застенок, но он выживает благодаря своему мастерству и возвращается домой. Он был мастером по дереву и вырезал разные фигурки, прямо как наш Даши Намдаков.
Вот такой вот прозрачный намек создателей фильма - не смотря ни на что, нe глядя на то, что Чайболсан объявил, что главные враги Монголии это буряты, ламы и китайцы, буряты выживают благодаря своим талантам, трудолюбию и мастерству.
No comments:
Post a Comment